Усадьба Ганшиных находится в деревне Горки, примерно в 30 км на восток от Переславля-Залесского, в направлении Юрьева-Польского. Чем примечательно это место? Ответ, который будет дан на этот вопрос, несколько необычен для местечка, находящегося едва ли не в географическом центре Золотого кольца: достопримечательность, прежде всего, имеет отношение к Ленину.
«Вот те на», подумаете вы и решите, что ехать за тридевять земель в музей Ильича – сомнительная затея. И будете, в этом случае, неправы, как часто бывают неправы люди, склонные делать скоропалительные выводы. Усадьба, действительно, сохранилась, благодаря вождю мирового пролетариата, который летом 1894-ого года провел здесь несколько дней. Ну, Ленин, ну и что? А много ли вы знаете усадеб XIX-ого века, доживших до наших дней, сколько-нибудь сохранив свой былой облик? Тот-то же!
Всякая добротная история хороша необычным поворотом сюжетной линии. То же и с Горками Переславскими, которые некоторые также именуют Горками Ленинскими: время пощадило эту усадьбу, благодаря кратковременному присутствию здесь человека, следствием деятельности которого стало уничтожение всего мироустройства, в котором существовала русская усадьба вообще.
Можно было бы добавить еще и то, что Горки являются одной из немногих переславских достопримечательностей, не имеющих отношения к религии. Но это утверждение спорно, поскольку в свое время были приложены немалые усилия для того, чтобы вылепить из фигуры вождя божество. Сам факт пребывания Ленина в Горках, одно время, ставился под сомнение, и были люди, положившие пусть не жизнь, но затратившие немало усилий для того, чтобы найти соответствующие доказательства. Чем не религиозный фанатизм?
Справедливости ради, надо сказать, что здания, которые можно увидеть в усадьбе сегодня (их всего два: усадебный дом и охотничий домик) – не те, в которых бывал Ильич. Оригинальные строения сгорели еще в 1927 году – дерево, что поделать? Но заменившие их копии мало чем отличаются от оригиналов.
Музей состоит из нескольких комнат, в которых представлены предметы крестьянского быта конца XIX века, выставлены фотографии с видами усадьбы и деревни того времени. Здесь же – портреты владельцев усадьбы – представителей семейства Ганшиных. Только в одной последней комнате выставлены «предметы культа» – всевозможные поделки школьников, октябрятские звездочки, «дневники добрых дел» пионерских отрядов 1980-ых годов. Очень трогательная экспозиция.
Одна из центральных достопримечательностей музея – устройство, посредством которого печатался ленинский труд «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Собственно, ради нелегального издания этой работы Ленин и приезжал сюда в 1894 году. Краткий пересказ этого события оставил нам один из бывших хозяев усадьбы в Горках, Иван Александрович Ганшин (цитируем с небольшими купюрами по книжке, изданной сотрудниками музея в Горках):
Зимой обычно усадьба около деревни Горки пустовала. Зато летом она наполнялась учащейся молодежью, братьями родными и двоюродными. Дом и парк шумели от горячих разговоров и задорных споров. Родители бывали редко… «Нелегальщины» в доме было много: мы ею зачитывались сами, давали читать знакомым рабочим и сельским учителям… а летом 1894 года Алексей Александрович Ганшин организовал печатание книги Ленина в Горках.
Как это было? Постараюсь уточнить. В конце мая 1894 года брат получил от Владимира Ильича рукопись первой части, а в июне-августе вторую и третью части книги. К июлю первую часть отпечатали. В августе начали печатание второй, которая была закончена вместе с третьей уже в Москве в сентябре в доме №16 по нынешнему проспекту Мира, в квартире нашего отца. Работали мы на антресолях, выходивших во двор. Хлопот было много. Пишущие машинки были дороги, кроме того, на их покупку требовалось разрешение полиции. Машинку достал А.А. Ганшин, а все прочее В.Н. Масленников в магазине Гагена.
Работа шла медленно: за июль отпечатали лишь сто экземпляров первой части книги. За второй частью брат сам ездил в Люблино к Владимиру Ильичу и пригласил его приехать в Горки.
В конце августа ночью мы с братом отправились на станцию Рязанцево встречать Владимира Ильича. Конспирировались по всем правилам. Поезд из Москвы приходил в 3 часа ночи и в Рязанцеве встречался с ярославским. Заранее было условлено, что Владимир Ильич, сойдя с поезда, направится не к станции, а направо, где находились огромные штабеля дров. За этими штабелями стоял наготове тарантас. Вскоре подошел брат с гостем. Мы познакомились. Они уселись сзади, а я сел за кучера. Прибыли в усадьбу еще до восхода солнца.
Гостя поселили в охотничьем домике, и вся конспирация кончилась. Молодежи бывало настолько много, и она так часто менялась, что новый человек не обращал на себя внимания. Надо сказать, Владимир Ильич конспирировал эту поездку даже от родных. Он ехал в Петербург, а «по дороге» завернул к нам, в Горки. И пробыл 4-5 дней! Много гулял, ежедневно охотился, любил сидеть на лавочке, с которой открывался прекрасный вид на мельницу и окрестности. Эту лавочку и изобразил Кардовский на своей известной картине.
В самых последних числах августа Владимир Ильич уехал в Москву. Опять я вез его и брата в том же тарантасе к ночному поезду. Так же остановил лошадь за дровами. Простился с дорогим гостем. Брат пошел проводить его к вагону…
Вот и вся «лениниада». Картина, о которой идет речь, была написана в 1926-ом году художником Дмитрием Николаевичем Кардовским, жившем в Переславле-Залесском – его именем названа центральная улица города. Сама картина находится в Переславском музее, а в Горках выставлена копия с нее. В полоборота к зрителю стоит молодой Ленин, его взгляд обращен в туманное будущее; за спиной у него пышно цветет какой-то куст (возможно, любители ботаники могут определить, какое растение способно на столь буйное цветение в конце августа). Радом на скамейке сидит в задумчивости Алексей Александрович Ганшин. Вдали, на пригорке, виден усадебный дом, а пространство между домом и скамейкой заполняют многочисленные березы.
Березы сохранились до сих пор, но к ним добавилась рябина и ольха – культурный некогда парк превратился в дикие заросли. На том же месте стоит деревянная скамейка, но ни речки, ни мельницы, которыми любовался с этого места Ильич, сейчас вы не увидите: мельницы давно уже нет, а речку закрывают все те же заросли. Печальная, но естественная судьба усадьбы, лишенной хозяев.
Как проехать в усадьбу Ганшиных
Если вы едете из Москвы, то, не доезжая до Переславля, вскоре за часовней Крест, вам надо будет повернуть направо, на окружную дорогу вокруг города. Ориентируйтесь по указателю на Ярославль.
Примерно через 13 км вы попадете на круговой перекресток, на первом же съезде, по указателю на Юрьев-Польский, вам надо уйти направо. Проехав еще порядка 16-ти км вы попадете в деревню Рязанцево. Вскоре вы увидите железнодорожный переезд (где-то недалеко от этого места в далеком 1894 году стоял в ожидании ночного гостя Ганшинский тарантас), буквально через двести метров вы увидите указатель на Горки. Поворачиваете направо, проезжаете еще порядка 7 км и въезжаете в Горки.
Въехав в Горки, продолжайте двигаться по главной дороге до тех пор, пока не упретесь в обветшалое здание, напоминающее дом культуры поздне-советских времен. Слева от него будет едва заметный бюст Ильича. От этого бюста по небольшой аллейке вы подойдете к воротам усадьбы Ганшиных.
Если вы приехали в урочное время, а ворота заперты на щеколду – не смущайтесь: они легко отпираются. У входной двери в музей вы, скорее всего, найдете записку с телефоном его добрейшей смотрительницы, Галины Ивановны. Она будет рада гостям и организует для вас небольшую, но очень душевную экскурсию.
Если вам не доводилось побывать на Гремячем ключе раньше, то вы можете сделать это сейчас, не выходя из дома, с помощью наших сферических 3d-панорам.
3d-панорама усадьбы Ганшиных в деревне Горки под Переславлем
3d-панорама главного дома усадьбы Ганшиных в деревне Горки под Переславлем
Вы также можете оставить свой отчет и посмотреть отчеты других пользователей о посещении музея-усадьбы Ганшиных под Переславлем-Залесским.
Режим работы музея:
Рабочие дни: ежедневно кроме вторника
Часы работы:
с 10:00 до 17:00
Стоимость билетов:
Для взрослых – 30 рублей;
Для школьников – 15 рублей;
Для иностранных граждан – 50 рублей;
Фотосъемка – 50 рублей, видеосъемка – 100 рублей;
Стоимость экскурсионного обслуживания – 200 рублей.
Комментарии